«К нам едет прокурор…»

21.11.2019 0 Автор admin

По материалам сайта shperk.ru

К вам еще не приходила прокурорская проверка? Ждите.  Ибо на школьных учителей начата настоящая охота.  Прокуратура с изрядным постоянством посещает школы в разных регионах страны, тщательно выискивая, а нет ли где щелочки, в которую можно пролезть на экстремистские сайты. А сделать это не трудно, так как всем известно, что   система контентной фильтрации, разработанная по заказу Рособразования и распространенная в 2008 году по школам России, не справляется с возложенной на нее задачей (на сегодняшний день СКФ не работает, сайт отключен — Прим. ред.). Известно это и прокуратуре. Но крайними назначены учителя и директора ОУ.

Стоит ли говорить, что проверки проводятся с потрясающими нарушениями (дело доходит до того, что прокуроры врываются прямо на занятия или вообще предлагают преподавателю «30 минут погулять», пока он не найдет нарушения.

1. Законность прокурорской проверки

Федеральный закон о прокуратуре и его статья 22, на которую прокуроры обычно ссылаются, дает право осуществлять проверки только при наличии конкретной информации о нарушении законности.

И.Л. Петрухин в книге  «Прокурорский надзор и судебная власть» пишет, что «Как правило, прокурор заблаговременно извещает о предстоящей проверке руководителя, согласует с ним время ее проведения, а по окончании проверки знакомит руководителя поднадзорного объекта с ее результатами».

Так что закон не запрещает внезапные проверки, но эта внезапность должна быть как-то очень серьезно мотивирована. Но, как правило,   прокурор все же предупреждает директора ОУ. Так что у вас есть некоторое время на устранение недостатков.

Вправе ли мы вообще не пустить прокурора в школу? Боюсь, что нет — такое поведение будет рассмотрено как противодействие исполнению законных требований прокурора и может повлечь более серьезную ответственность. Даже если он врывается на урок.

Но вот оставлять  его на 30 минут одного — это, на мой взгляд,  перебор. Думаю, что тут способ борьбы, как с ГАИшниками — все действия фиксировать и просить вносить в протокол.

2. Обязаны ли вы ставить СКФ?

Федеральный закон  «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 9) предусматривает, что ограничение доступа к информации может устанавливаться только   федеральными законами.

Единственный закон, в котором прямо описываются меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, это  Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ:

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

1. Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. 
2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет. 
3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

В нем, однако ни слова не говорится ни о каких фильтрах доступа в Интернет.

Соответственно все, что требует Закон — это принять необходимые меры «по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию». как это делать — Закон не регламентирует. Более того, 149-ФЗ от 27 июля 2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» прямо говорит о недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими :

Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
…8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

3. Что надо делать в школе

Так как законодательство РФ требует, чтобы школа приняла необходимые меры «по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию», эти меры необходимо принять. А, учитывая, что «мерами» является только то, что есть на бумажке, для возможных прокурорских проверок необходимо собрать комплект документов, доказывающий, что к вопросу вы относитесь серьезно и тупо «развести вас на бабки» не удастся.

Работа в Интернете в образовательном учреждении регламентируется правилами, которые вырабатываются на основе  «Типовых правил использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении». Эта бумага должна быть составлена, подписана и утверждена на Педсовете ОУ.

В этих типовых правилах, кстати, есть замечательная фраза, которая при грамотном ее использовании не дает прокурору ни единого шанса:

2.9. Пользователи сети Интернет в ОУ должны учитывать, что технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет вследствие частого обновления ресурсов. В связи с этим существует вероятность обнаружения обучающимися ресурсов, не имеющих отношения к образовательному процессу и содержание которых противоречит законодательству Российской Федерации. Участникам использования сети Интернет в ОУ следует осознавать, что ОУ не несет ответственности за случайный доступ к подобной информации, размещенной не на интернет-ресурсах ОУ.

Кроме того, не забываем Типовую инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет».

Замечательно, если в школе будет «Примерное положение о Совете образовательного учреждения по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете».

Обязательно проведите утверждение всех этих документов на Педагогическом совете.  Не лишним будет педсовет по составлению списка разрешенных и запрещенных в данной школе сайтов. Такой протокол будет очень серьезным аргументом в разговоре с прокуратурой.

4. Что на самом деле надо делать в школе

«А в действительности все было совсем не так, как на самом деле»

Нужен ли вам фильтр Интернета в школе или вы справитесь без  него — решать вам.

Но никакие фильтры не помогут решить главную воспитательную задачу школы в этой области — научиться использовать богатство Интернета во благо.

И тут все  в руках учителя. Мне очень понравился комплекс мер, который я  обнаружил на запрещенном CRA и признанным прокуратурой несовместимым с образовательными программами «Вконтакте» (http://vkontakte.ru/topic-664469_734279) Вот три простых шага, которые решают все задачи:

1) Ориентирование со стороны взрослых на сообразные возрасту полезные интернет-ресурсы (не исключая и развлекательные).
2) Постоянный «аудиовизуальный» контроль за детьми. В часы выхода детей в Интернет в помещении должен ПОСТОЯННО присутствовать взрослый. (Собственно, это и без Интернета весьма полезно, а то знаете ли, всякое бывает).
3) Немедленное реагирование: при обнаружении детьми неподобающих страниц «купировать» инцидент, переключив их внимание на что-то другое, а выявленный ресурс тут же внести в чёрные списки на внутреннем уровне фильтрации (UserGate там, MS ISA всякий и т.п.) Это важнее, чем превентивная фильтрация, потому что до «купирования» дети обычно успевают поделиться впечатлениями с соседями. Когда те захотят тоже взглянуть, ресурс уже должен быть недоступен.

Можно ещё добавить ограничение интернет-времени, чтобы не хотелось тратить его на всякую фигню. А с этой осени мы ещё и спрашиваем у детей, пришедших в часы свободного доступа, что они намерены искать и делать в Интернете. Реально мы это потом не особо можем проконтролировать, но сама необходимость представить учителю словесный план, изложить намерения — дисциплинирует.


Вот только можно ли рассказывать об этом прокуратуре?